№2 / 2018 / статья 1

От редактора

Геннадий Каневский

Уважаемые читатели!

В один из будних дней в конце мая 2002 года мы всем семейством прогуливались по барселонскому бульвару Пасео ди Грасиа, любуясь на архитектуру каталонского модерна работы знаменитых Гауди и Пужоля. Вдруг, под нарастающий шум и треск, все заволокло сизой дымкой, рассеявшейся через несколько минут. Это возвращались с обеда на своих скутерах, прямо в деловых костюмах и при галстуках, клерки расположенных на том же бульваре крупнейших каталонских банков.

Недавно, узнав, что приятель собирается в Барселону, я попросил его по возможности прогуляться по бульвару в конце обеденного часа, рассказав о давнем впечатлении. Вернувшись, приятель поведал, что никакой сизой дымки уже нет: все клерки теперь ездят на электроскутерах и электросамокатах, а те, кто помоложе – на гироскутерах.

Автоматизированный электропривод давно уже везде, где только возможно, заменил пар и двигатели внутреннего сгорания. Мировой рынок регулируемого электропривода сейчас составляет около $5 млрд. Это – конвейеры, насосы, станки, различные затворы и смесители, системы кондиционирования и вентиляции, охранные системы. Во всех перечисленных случаях речь идет, в первую очередь, об асинхронных электродвигателях, потребляющих порядка половины всей производимой на земле электроэнергии. Но последнее десятилетие – это взрывной рост электропривода постоянного тока, применяемого, в первую очередь, в транспортных средствах: как в электромобилях, так и в индивидуальных средствах внутригородского перемещения – скутерах, самокатах, моноколесах. Понятно, что в ближайшие десятилетия электромобиль не заменит традиционный автомобиль (да, скорее всего, полностью он не заменит его и в обозримом будущем). Но, по данным Международной комиссии по развитию электротранспорта на конец 2017 года, доля этого вида транспорта в общем количестве транспортных средств в пяти ведущих по данному показателю городов мира выглядит следующим образом: Осло – 27%, Утрехт – 15%, Шанхай – 11%, Шэнжень и Амстердам – по 10%. (Осталось, замечу в скобках, сделать более экологичным производство аккумуляторов для электромобилей – этот вид промышленности остается весьма проблемным). А по оценке японского исследовательского центра Nomura Research Institute, электромобилей в 2025 году в мире будет продано 18 млн штук по сравнению с 2,3 млн в 2017 году, а их доля в общей структуре продаж возрастет с нынешних 2,8 до 16%.

Решения по управлению приводом электросамоката и гироскутера остаются хорошим примером инженерного подхода к разработке управления маломощными электродвигателями постоянного тока. Именно поэтому в центре предлагаемого вашему вниманию номера – статьи о типовом решении Infineon для электросамоката и о серийно производимом французской компанией Hublex дизайнерском гироскутере на элементной базе STMicroelectronics. Кто знает, возможно, и какой-либо отечественный стартап, подключив дизайнеров с нестандартным взглядом, внедрит в жизнь гироскутер и самокат отечественного производства, которые не стыдно будет предъявить мировому рынку.

К этой теме примыкают также статьи об управлении шаговыми электродвигателями от ST и о применении силовых модулей Infineon для управления электроприводом среднего напряжения.

С уважением, Геннадий Каневский

Наши информационные каналы